Немногим известно, что первоначально Эрмитаж был вовсе не привычного нам зеленого цвета, а имел охристо-коричневый оттенок. А уже в 1917 году дворец радовал глаз ярко-красным, как флаг революции фасадом, резко выделяясь на фоне серого петербургского неба.
Здание Зимнего дворца, бывшего резиденцией великих русских царей и императоров, перекрашивали в разные цвета аж восемь раз, меняя при этом не только внешний облик архитектурного шедевра, но и символизируя о наступлении новой эпохи в истории нашей страны.
Все началось в 1837 году. До этого года творение Бартоломео Растрелли, знаменитого архитектора Зимнего дворца, имело охристый оттенок, меняя лишь цвет крыши с бело-серой на красную. Однако в указанном году в здании произошел пожар — теперь охра становится более насыщенной, а скульптурные украшения выделяют так, что фасад дворца кажется монохромным.
С восшествием на престол императора Николая II Эрмитаж перекрашивают в темно-красный «кирпичный» оттенок. В таком виде дворец встретил революцию 1917 года и простоял до конца 1920-х годов.
С началом 1930-х начались активные эксперименты по окраске бывшей царской резиденции. Так, в 1927 году с темно-терракотового здание принимает серый оттенок, в 1928-1930 годах — в серо-коричневые цвета, а в 1934 даже пробуют (и весьма неудачно) окрасить дворец масляной краской практически оранжевого цвета. Позже выяснилось, что масло оказывает разрушительное воздействие на фасады постройки и в 1940 году было решено удалить покрытие, что и было сделано в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда Зимний дворец замаскировался в невзрачный мышиный цвет.
После войны специально созванная комиссия архитекторов и строителей предложила выкрасить фасад в изумрудно-голубой оттенок, колонны, окна и карнизы — в белый цвет. Декор решено было окрасить золотой краской.
С тех пор фасад Зимнего дворца не претерпел существенных изменений: слегка меняется лишь оттенок краски, но общая гамма постоянна вот уже много лет. Поэтому многие поколения жителей Петербурга воспринимают сегодняшнюю окраску Эрмитажа как историческую, даже и не догадываясь о том, каким он был в прошедшие эпохи. Тем интереснее иногда представлять знакомые шедевры с новой (или хорошо забытой старой) стороны.