Три центральных площади Санкт-Петербурга – Дворцовая, Сенатская и Исаакиевская – с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы.
Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих. Наиболее ответственная задача в формировании ансамбля трех площадей выпала на долю А. Д. Захарова, создавшего одно из величайших архитектурных произведений мира – здание Адмиралтейства, служащее как бы соединительным звеном между Дворцовой площадью и площадью Декабристов.
Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Ее широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Именно здесь влюбленным в Петербург с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтобы объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.
По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.
В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов). Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн. Самое красивое здание Дворцовой площади — Зимний Дворец.
Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В те времена это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.
Адмиралтейская набережная
Самая молодая из всех парадных набережных исторического центра Петербурга
С момента постройки города в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году эта часть берега большой Невы использовалась как выход к реке судостроительной верфи Адмиралтейства. Через эти «речные ворота» поставлялось сырьё и материалы, здесь же спускались с эллингов построенные корабли.
Набережная была создана, когда в 1844 году все судостроительные работы были перенесены в галерную гавань, и в связи с этим были засыпаны все каналы и бассейны на его территории.
Набережная довольно короткая — всего 414 метров, по набережной всего 8 домов
Интересно то, что первый и последний дома (№ 2 и № 16) на этой набережной — флигели Адмиралтейства (1823, архитектор — А. Д. Захаров).
Обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была продана под застройку частным владельцам отдельными участками. Многоэтажное строительство началось в 1880-х годах и привело к тому, что доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства, и, по мнению экспертов, внесли диссонанс в архитектурный ансамбль.
Медный всадник
Памятник Петру I, основателю Санкт-Петербурга
Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск
Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом.
Своему названию «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашучиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.
Сенатская площадь
Одна из самых старых площадей Санкт-Петербурга
Сенатская площадь начала формироваться уже в 1704 году, первоначально как часть гласиса при Адмиралтействе. Адмиралтейство задумывалось не только как верфь, но и как крепость. Поэтому вокруг него и понадобилось создать свободное пространство. Западную границу этого пространства в середине 1710-х годов обозначил мазанковый доходный дом князя Меншикова, расположившийся на углу с Английской набережной.
В 1710 году здесь, на берегу Невы, построили первое деревянное здание Исаакиевской церкви. Ей пользовались служители Адмиралтейства и моряки. Здесь венчались Пётр I и Екатерина I.
Южную границу будущей Сенатской площади с 1717 года омывал Адмиралтейский канал, где первое время хранили строительный лес, а затем по нему перевозили брёвна с острова Новая Голландия. От него в 1720 году перпендикулярно в сторону Невы прорыли ещё один короткий канал, который был проложен вдоль западной границы площади, где находилась смольня. На её месте позже было построено здание для Синода. Ответвление от Адмиралтейского канала способствовало пожарной безопасности, так как работающая здесь смольня предоставляла угрозу верфи.
30 июня 1720 года Петром I было указано: «прядильню в одно житьё делать позади двора светлейшего князя и уступить от того двора улицу». Так не только было определено место Канатного двора, расположившегося на берегу Адмиралтейского канала, но и утверждено направление отходящей от площади Галерной улицы.
С 1727 года отсюда к противоположному берегу Невы наводился наплавной плашкоутный Исаакиевский мост.
На месте деревянной Исаакиевской церкви в 1730-х годах был построен большой каменный храм. Он стоял примерно на том месте, где сейчас находится памятник Петру I (знаменитый «Медный всадник»). Примечательно, что храм не только носит имя святого, в день которого родился основатель Петербурга, но и его первое место расположения совпало с местом установки памятника Петру I. Первое официальное название этой городской площади связано с собором — Исаакиевская. Оно было ей присвоено 20 апреля 1738 года. Тогда это название писали с одной буквой «а», то есть «Исакиевская». Топоним не прижился, его употребляли только в официальных документах. Позже так стали называть площадь к югу от современного Исаакиевского собора.
После смерти князя Меншикова его участок был передан вице-канцлеру А. Остерману, а в 1744 году — канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину. Для нового владельца здесь был построен дворец с фасадом в стиле барокко. После восшествия на престол Екатерины II сюда из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. При Екатерине II в 1760 годах сменил своё местоположение Исаакиевский собор. Фундамент храма на берегу Невы не был надёжен, из-за чего его пришлось перенести подальше от реки. Именно тогда собор был поставлен на берегу Адмиралтейского канала, к югу от площади.
В 1782 году на площади был открыт памятник Петру I («Медный всадник») работы французского скульптора Э. М. Фальконе. После этого события она получила новое название — Петровская площадь.
На месте старого здания смольни в конце XVIII века появился дом купцов Устевых, позже перешедший к купцам Кусовниковым.
Примыкающая к Сенатской площади часть Адмиралтейского канала была заключена в трубу в самом начале XIX века. Поиск исполнителя этой работы производился летом 1804 года. Тогда же было засыпано ответвеление от канала в сторону Невы .
В 1820 году у въезда на Исаакиевский мост был сооружён гранитный береговой устой.
С постройкой по проекту архитектора Андреяна Захарова нового здания Адмиралтейства в 1820-х годах окончательно сформировалась восточная часть Сенатской площади. В 1834 году было завершено строительство спроектированного Карлом Росси величественного здания Сената и Синода.
14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около 3 000 восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. Восстание было подавлено. Эти события проходили на фоне строящегося четвёртого здания Исаакиевского собора, возведение которого по проекту архитектора Огюста Монферрана было завершено к 1858 году. С тех пор архитектурное оформление Сенатской площади не изменялось.
В 1874 году Сенатская площадь стала частью устроенного у Адмиралтейства Александровского сада. У памятника Петру I были разбиты клумбы и газоны, посажены низкорослые деревья. Со стороны Исаакиевского собора посадили дубы. Между памятником и Адмиралтейством устроили альпийскую горку. В 1890 году часть сада у «Медного всадника» упразднили. Освободившееся пространство вновь переустроили в площадь, замостили булыжником.
К 100-летию восстания декабристов в 1925 году площадь получила новое имя — площадь Декабристов. 31 июля 2008 года ей вернули прежнее название – Сенатская.
Исаакиевский сквер
Классический образец садово-паркового ансамбля второй половины XIX века
Площадь сквера — 0,77 га. Сквер расположен в историческом центре города рядом с Исаакиевским собором, в композицию включен памятник Николаю I. Памятник был первой в Европе конной статуей, имеющей только две точки опоры, и благодаря этой инженерной особенности он не был уничтожен в советское время. Своими фасадами к Исаакиевскому скверу обращены гостиница «Астория», со дня своего открытия считавшаяся самой комфортабельной гостиницей Петербурга, и гостиница «Англетер», где трагически оборвалась жизнь С.Есенина. У Исаакиевского сквера через реку Мойку перекинут Синий мост – один из «цветных» мостов и самый широкий мост в Петербурге.
Во время блокады Ленинграда в клумбах сквера выращивали овощи.
У Синего моста у дома 44 по Большой Морской улице находится водомерный столб с отметками уровней крупнейших наводнений в истории города. Самым крупным было наводнение 1824 года: вода поднялась на 421 см. На столбе также установлены солнечные часы.
Александровский сад
Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра II
Сад находится в самом центре Петербурга рядом с его визитными карточками: Зимним дворцом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и монументом Медный всадник. Он носит имя императора Александра II, в годы правления которого он был открыт. Изначально здесь были фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства, затем разбит Адмиралтейский луг, позднее разделенный на три площади: Адмиралтейскую, Исаакиевскую и Сенатскую. К открытию сада в 1874 году было посажено более 5 тысяч деревьев, свыше 12,5 тысяч кустов общим числом в 52 вида. Сегодня внимание гуляющих привлекает памятник Петру Великому Медный вcадник, мемориальная плита и участок рельс на месте первой линии петербургского трамвая, а также большой фонтан в окружении памятников деятелям российской культуры.
При императрице Анне Иоанновне на Адмиралтейском лугу устраивали празднества с фейерверками, винными фонтанами, сооружали потешные дворцы.
В дни блокады ни одно дерево в саду не было срублено на дрова.
Где-то в парке есть верблюд.
Здание Главного Адмиралтейства
Первая постройка на левом берегу Невы
Одна из важнейших достопримечательностей Петербурга. Здание Адмиралтейства, построенное изначально как верфь для строительства военных кораблей, сейчас является Главным штабом Военно-Морского Флота. От шпиля Адмиралтейства лучами отходят три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. На самом верху 72,5 метрового шпиля вращаeтся символ Санкт-Петербурга — позолоченный флюгер в виде корабля.
По легенде силуэт флюгера повторяет контур первого корабля, зашедшего в порт Санкт-Петербурга вскоре после основания города.
Найдите шпиль Адмиралтейства на отходящих от него Гороховой, Вознесенском и Неском проспекте.Именно из-за того, что на этих улицах возможно увидеть шпиль Адмиралтейства, в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли «Полярной Звездой» и, в сочетании с тремя улицами , «Невским трезубцем».