Отправиться в путешествие по миру сновидений вместе с Фрейдом, увидеть квартиру с личными вещами Ленина, познакомиться с необычным двором-колодцем и перенестись в тропический лес среди каменных джунглей Петроградской стороны — все это можно здесь:
1. Музей сновидений Зигмунда Фрейда
Музей сновидений Зигмунда Фрейда — один из самых оригинальных музеев Санкт-Петербурга, расположенный в старинном особняке XIX века. Этот музей-инсталляция приглашает посетителей в увлекательное путешествие по миру снов, где реальность переплетается с фантазиями. Экспозиции музея посвящены сновидениям, теориям Фрейда и его страсти к коллекционированию древностей.
В Музее сновидений регулярно обновляются выставки, а также проводятся лекции, перформансы и концерты, что делает каждое посещение незабываемым и полным новых открытий.
Место: Большой проспект Петроградской стороны, 18А, здание Института психоанализа
2. Музей-квартира Елизаровых
Музей-квартира Елизаровых расположен в дореволюционном доме, спроектированном архитектором Александром Эрлихом. Этот музей уникален тем, что сохранил подлинный интерьер быта русской интеллигенции конца XIX — начала XX века, позволяя посетителям окунуться в атмосферу жизни того времени.
Хозяин квартиры приходился мужем старшей сестре Ленина. В апреле 1917 года здесь поселился и сам Ленин с женой Надеждой Крупской. Проведя в доме три месяца, Ленин написал около 150 работ.
Место: улица Ленина, 52, квартира 24
3. «Восьмиугольник»
Гуляя по дворам Петроградской стороны на Малом проспекте, можно наткнуться на один очень интересный двор. Одни называет его «колодцем», другие — «восьмиугольником», но как его ни назови, двор все равно остается уникальным. С виду это абсолютно обычный двор, но стоит лишь поднять голову вверх, замечаешь, что небо обрамляет восьмиугольный багет из зданий. Подобная форма – вовсе не причуда архитектора.
Двор восьмиугольной формы появился во времена подорожания земли и увеличения плотности застройки. Посмотреть этот двор стоит каждому уважающему себя любителю петербургских дворов-колодцев. А еще в этом дворе растет чугунное дерево, которое дополняет его необычную атмосферу.
Место: Малый проспект Петроградской стороны, 1Б
4. Памятник Николаю Александровичу Добролюбову
Памятник известному русскому демократу, литературному критику и публицисту XX века был открыт в 1959 году.
Место: Большому проспект Петроградской стороны, 34/36
5. Место явления Богородицы
На доме детского приюта Братства во имя Царицы Небесной (в его формах до сих пор просматриваются контуры храма) со стороны сквера надпись: «На этом месте было явление Богородицы в 1890 году».
Безнадежно больному мальчику Николаю Грачеву не могли помочь земные врачи, и явившаяся ему Пресвятая Богородица велела ехать на другой конец города к своей чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», которая прославилась исцелением больных.
Помолившись у образа Богородицы, прикованный к коляске страдалец встал и пешком вернулся домой. Свидетелями чуда стали сотни людей. Николай Грачев стал иеромонахом и служил в храме, устроенном на втором этаже дома, где ему явилась Богородица.
Место: улица Воскова, 1
6. Здание завода «Красное знамя»
От модерна перейдем к конструктивизму. Здание завода «Красное знамя» было спроектировано в двадцатых годах прошлого века немецким архитектором Эрихом Мендельсоном — подлинной архитектурной звездой тех времен.
Работы Мендельсона часто публиковались в профильной прессе, он был знаменит своими необычными промышленными зданиями — именно поэтому строить передовое советское предприятие доверили именно ему (что, впрочем, смертельно обидело многих местных деятелей архитектуры).
Правда, стройка велась без участия Мендельсона, и конечный результат так не понравился архитектору, что он отказался от авторства. И, тем не менее, «Красное знамя» — один из ярчайших образцов ленинградского конструктивизма.
Место: улица Пионерская, 57
7. Мастерская Аникушина
В мастерской можно ответить на многие вопросы: как создается монументальная скульптура, из чего делается макет и как он превращается в настоящий памятник, какие инструменты и технические средства требуются для этого скульптору. Это единственная в Петербурге мастерская для работы над монументальной скульптурой.
Когда-то мастерская принадлежала Михаилу Аникушину — автору памятника Пушкину на площади Искусств и еще двух десятков памятников в разных городах страны. В этой мастерской скульптор проработал более 25 лет. 12-метровые потолки, окна почти во всю стену, специальный свет, огромный крутящийся скульптурный станок — все это было призвано облегчить работу над памятниками.
Мастерскую открыли для посещений в середине 2013-го года. Помимо основного выставочного зала, здесь есть пространство для мастер-классов.
Место: Вяземский переулок, 8
8. Музей игрушки
Первый частный музей в Петербурге и второй музей игрушки в стране (первый уже много лет работает в Сергиевом Посаде). По экспозиции музея, включающей игрушки из разных стран мира XVI-XX веков, можно проследить изменения не только в индустрии игрушек, но и в обществе в целом.
Старинные антикварные игрушки, подборка жестяной игрушки, авторские игрушки от скульпторов, графиков и дизайнеров, советские игрушки времен детства наших мам и бабушек. Фонд музея насчитывает более 13 тысяч экспонатов, а вот залов всего четыре, поэтому постоянные экспозиции периодически меняются.
Место: Набережная реки Карповки, 32
9. Иоанновский женский монастырь
Свято-Иоанновский монастырь на набережной Карповки был основан Иоанном Кронштадтским; здесь же, в храме-усыпальнице, до сих пор покоятся его мощи. Невероятно красивое здание монастыря в неовизантийском стиле было построено в первое десятилетие XX века.
Правда, в этом качестве оно просуществовало недолго: в 1919 году обитель была превращена в трудовую коммуну, а несколькими годами позже здание передали мелиоративному техникуму, а монахинь арестовали и сослали в Казахстан. Вход в усыпальницу Иоанна Кронштадтского замуровали. К счастью, сейчас монастырь отреставрировали, заново освятили, и он является действующим.
Место: Набережная реки Карповки, 45
10. Сквер имени Чкалова
История этого сквера и окружающего пространства поистине удивительна. Сначала здесь появился (кажется, такое возможно только в Петербурге!) «нелегальный памятник» Валерию Чкалову.
Памятник в середине девяностых поставил на собственные средства его автор, скульптор Якуб Имранов; он представлял собой бюст, установленный на металлическую трубу, и две таблички: одна с именем легендарного летчика, другая с его наградами.
Место: угол Чкаловского проспекта и Пионерской улицы
11. Театр Поколений
Первый в городе театр-лофт: спектакли играются в бывшем производственном помещении без привычного деления на сцену и зрительный зал. Довольно специфическое пространство, но спартанские условия компенсируются репертуаром: здесь играются свежие, вызывающие и яркие постановки; в репертуаре есть пьесы драматургов, которые не представлены на отечественной сцене больше ни в одном театре. Любителям театральных экспериментов этот театр придется по вкусу.
Здесь же, на сцене Театра Поколений, на регулярной основе играет свои спектакли Мастерская Датешидзе. Самая известная их постановка — забавный спектакль-капустник про советских хиппи «Мне не хватает свободы», где в перерыве проголодавшиеся зрители (а проголодаться они успевают — спектакль идет 3-4 часа) подкрепляются на импровизированной сцене бутербродами с плавленым сыром, которые готовят герои в первом действии.
Место: улица Лахтинская, 25а, во двора
12. Доходный дом герцога Лейхтенбергского
Этот дом иногда называют самой оригинальной постройкой петербургского модерна. Пятый этаж дома, построенного молодым архитектором Фридрихом фон Постельсом (это была его первая крупная работа), целиком украшен пятью мозаичными панно с промышленными, деревенскими и морскими пейзажами, с дымящими заводскими трубами, парусниками и засеянными полями.
С первого взгляда можно решить, что мозаика советская — слишком уж знакома эта «рабоче-крестьянская» тематика, но нет — здание построено в 1905 году. Кстати, мозаика изготовлялась в тех же самых мастерских, где делали мозаику для Спаса-на-Крови. Остальные этажи щедро украшены необычной лепниной.
Как и многие прекрасные петербургские дома, доходный дом герцога Лейхтенбергского долгие годы был брошен на произвол судьбы, но, к счастью, в 2007 году была проведена качественная реставрация фасада; уникальное мозаичное панно тоже было тщательно отреставрировано. Так что сейчас дом (по крайней мере, с фасада) находится в приличном состоянии и радует глаз.
Место: улица Большая Зеленина, 28
13. Доходный дом Колышко
Это здание пережило поистине беспрецедентную метаморфозу: построенное как театр, оно превратилось в доходный дом. Сегодня он выглядит как тысяча других доходных домов, и, проходя мимо, ни за что не догадаешься, что когда-то фасад скрывал зрительный зал со сценой и фойе.
Итак, в начале XX века здесь находился Невский (Новый Петербургский) театр. Вернее — «зимний» (в здании) и «летний» (в саду) театры, которыми распоряжалась жена домовладельца Вера Линская-Неметти — австрийская подданная, артистка и предприимчивый антрепренер.
Но театр просуществовал недолго: он не приносил больших доходов, и в погоде за выгодой его наскоро перестроили в жилой дом. Зрительный зал превратился во внутренний двор, окружавшие его галереи стали общими коридорами, и снаружи о первоначальном сооружении напоминают теперь только нижние части стен и выступы бывших театральных лестниц.
Место: Чкаловский проспект, 16
14. Доходный дом Путиловой
Серая громада этого дома, выходящего сразу на три улицы, издали привлекает внимание — игрой мансард, шатров и щипцов, ступенчатым шагом эркеров, «творческим беспорядком» окон разных форм и размеров. И чем-то этот дом напоминает таинственный старинный замок: то ли угловыми частями, стилизованными под массивные башни, то ли стрельчатыми гранитными порталами подъездов, то ли каменными филинами, застывшими у входа.
Историки называют этот дом одной из вершин северного модерна. Этот суровый, но романтичный дом построил архитектор Ипполит Претро по заказу богатой купеческой вдовы Татьяны Путиловой.
Дом был отреставрирован: реставраторы восстановили штукатурку, отремонтировали балконы и эркеры, вернули ажурные металлические решетки, восполнили утраченные майоликовые вставки и «обновили» сов у входа. И наконец, по старым фотографиям воссоздали скульптуру орла, который восседал на угловом эркере дома и пострадал во время советской власти за «политические убеждения».
Место: Большой проспект Петроградской стороны, 44
15. Пространство «Легко-легко»
Пространство на территории лофта «Светоч», открытое в рамках проекта «Помогать легко». Как и в других креативных пространствах, здесь проходят мастер-классы для детей и взрослых, лекции и творческие встречи с писателями, кинопоказы, дизайн-маркеты и ярмарки — с той разницей, что все собранные средства идут в благотворительный фонд AdVita, помогающий онкологическим больным.
Есть при пространстве и сувенирный магазин, все доходы которого тоже идут в AdVita.
«Легко-легко» развивает в Петербурге идею «простой благотворительности», согласно которой заниматься благотворительностью может быть легко и приятно.
Место: Большая Пушкарская улица, 10
16. Доходный дом Френкеля
Этот дом, построенный архитектором Шаубом — отличный пример того, как архитекторы прошлого обходили нормативные требования к застройке и высотности без взяток и откатов.
Согласно правилам, высота зданий не должна была превышать ширину улиц, на которых они стоят. А так как в этой части Петроградской стороны улицы были довольно узкими, архитектор отодвинул оба крыла здания чуть в глубину — и, расширив, таким образом, уличное пространство, смог сделать корпуса пятиэтажными. А для еще большей вместимости добавил мансарды по всему периметру, которые вроде как «не считаются» за самостоятельный этаж.
А что касается угловой семиэтажной башни, которая намного превышает высотой все окрестные дома — то она формально выходит в створ Саблинской улицы, поэтому доведена до максимально допустимой высоты — 11 саженей.
Место: улица Кропоткина, 19